Автор Тема: Про Чернівці в журналі "VOYAGER"  (Прочитано 4625 раз)

Евгений Микунин

  • Користувач
  • **
  • Повідомлень: 6
    • Перегляд профілю
    • Email
Город «А» в разрезе

Эмиль Крупник

Черновцы знамениты давним имперско-австрийским прошлым и недавним еврейским колоритом, который, впрочем, уже успел улетучиться. То есть, разлететься по миру, вместе с его носителями. В Израиле, Америке, Австралии, Германии Черновцы называют городом «А». Потому что если в этих местах встретятся двое, и один другого спросит:
- Вы откуда?
А второй гордо произнесет:
 - Из Черновцов!
Первый обязательно заметит:
- А-а-а…

Феномен

Феномен этого города еще ожидает окончательной разгадки.
Местечко с именем, похожим на название села где-то между Харьковом и Брянском, впечатляет не до конца утерянным европейским лоском.
Городок, который в конце XVIII века состоял из двух сотен хаток под камышовыми крышами и единственной непролазной в дождь улицы, уже в начале ХХ-го по праву звался «маленькой Веной».
Заброшенная окраина мировых империй дала миру столько знаменитых выходцев, что одно их перечисление заняло бы несколько суток без перерыва на кофе.
Вот несколько предпосылок эксклюзивности Черновцов. Пограничное положение, многонациональность, непрерывные миграции, частая смена власти, флагов, гербов и государственных языков. Только в прошлом, ХХ-м, столетии город трижды менял хозяев - как говорил один старый черновчанин, он жил сначала в Австро-Венгрии потом - в Румынии, после того - в Советском Союзе, в настоящее время - в Украине, но никогда из Черновцов не выезжал.
Все это рождает миф об особой ауре многокультурной черновицкой толерантности, который, впрочем, более-менее соответствует действительности. Во всяком случае, здесь спокойнее, чем в других местах относятся к иным национальным традициям – кухням, наречиям, акцентам.

История
Город возник на перекрестье торговых путей из северо-западной Европы на Балканы и в Турцию.
Помимо купцов и торговцев через него ходили туда-сюда враждующие армии польских королей, молдавских господарей, турецких султанов. Пробегали, бывало, и казаки Хмельницкого. Край побывал под властью Молдовского королевства, Речи Посполитой, Османской империи и даже несколько лет под русским царем. И все это время оставался убогой, всеми забытой окраиной.
Когда в 1775 году австрийские Габсбурги, воспользовавшись поражением турок от русских, аннексировали Черновцы, здесь жило около 290 семей, стояли 3 деревянных церкви, не было ни одного каменного здания, ни одной мощеной улицы. В лице австрийских колонизаторов в Черновцы заглянула европейская цивилизация – город начал строиться и развиваться, разрастаясь быстрыми темпами, становясь богатым.
Австрийцы формировали Черновцы по принципу римского полиса - город-государство с собственными традициями, бытом, аурой. Имперская застройка определила обличье городского центра – он строился для размеренной благополучной жизни, поэтому удобен, соразмерен человеку, не подавляет величественными дворцами и административными зданиями. Стремительно росло население – за счет притока немцев из метрополии (служащих, учителей, торговцев), украинцев и поляков из Галиции, евреев, румын и украинцев из окрестных сел и местечек.
К началу ХХ века, как писал немецкий журналист Георг Гайнцен, австрийский город Черновцы «на полдороге между Киевом и Бухарестом, между Краковом и Одессой - был негласной столицей Европы, где дочери резников пели колоратуры, а фурманы фиакров спорили о Карле Краусе, где тротуары подметали букетами роз, и где книжных магазинов было больше, чем пекарен. Черновцы - это город постоянной интеллектуальной дискуссии, которая утром начиналась с новой теории эстетики, которая к вечеру была уже окончательно отклонена. Это был город, где собак называли именами олимпийских богов и где куры выклевывали из земли стихи Гельдерлина…»
В новом городе материализовался дух античной, римской, культуры – через эстетику градостроительства к облагораживанию окружающего мира. Габсбурги верили, что красивая благородная жизнь возможна лишь в красивом благородном городе, и наоборот.
При этом, традиции Рима, отдававшего приоритет развитию городов, пренебрегая при этом сельской провинцией, сыграли впоследствии с городом злую шутку. Жители окрестных сел практически не почувствовали благотворного влияния европейской цивилизации.
Любимое детище Габсбургов пережило империю на несколько десятков лет, ветшая и обтрепываясь при румынской, советской и украинских властях. А результатом войн, катаклизмов и миграций ХХ века, последняя из которых – массовый выезд евреев 70-90-х, стало то, что большая часть нынешних черновчан - потомки окрестных селян, когда-то не включенных в европейский дискурс.
При этом, архитектура сохранилась во всем блеске и великолепии. И сегодня в Черновцах разыгрывается странный спектакль: «Кайдашева семья» Нечуй-Левицкого в декорациях «Женитьбы Фигаро».
От евреев остались улицы Шолом-Алейхема, Штейнбарга и Сиди Таль, привычка отвечать вопросом на вопрос и торговые навыки, от австрийцев – парк Шиллера за уникальным зданием театра, слово «файно» в местном диалекте украинского и архитектура, сохранившая неповторимый европейский шарм.

Архитектура и достопримечательности

Старый центр города уникален – в нем не найти двух одинаковых, даже похожих, зданий. По свидетельству специалистов, Черновцы единственный в мире город, где представлены все без исключения стили европейской архитектуры.
Так вышло потому, что Черновцы строились, когда архитектурный облик европейских столиц и больших городов уже сложился. Черновцы его только приобретали, и лучшие архитекторы мира, творя здесь, использовали все предыдущие достижения зодческого искусства. Помимо, классики, барокко, готики, бал правили и новые стили - историзм, модерн, югендстиль. Черновцы сотворены корифеями архитектурной школы Венской академии художественных искусств - Губертом Гесснером, Иозефом Главкой, Оскаром Ласке, Теофилом Гансеном, Густавом Фричем.
И все же помимо таких эксклюзивных шедевров как дом-корабль, символически расположившийся на улице Шолом-Алейхема, 1, или дома-близнецы на Ивана Франка, есть в старом центре и несколько серых зданий без особых примет и архитектурных излишеств. Эти неказистые творения периода 20-х годов  - страшные, как победа коммунизма, выполнены, однако, в стиле конструктивизм, ведущего направления модернистской архитектурной мысли того времени.
Гулять городом легко и приятно, как уже говорилось, он ладно скроен под человеческий рост.
Знакомство с ним стоит начать с градостроительного шедевра - Театральной площади. Стильная европейская площадь увенчана зданием театра, который был возведен в 1904-1905 гг. знаменитым дуэтом австрийских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, авторами Венской и Одесской опер. «Мечтой из бархата и золота» называли черновицкий театр романтические австрийцы. По проектам Фельнера и Гельмера было построено более 50 театров и концертных залов в Центральной и Восточной Европе - от Цюриха до Одессы.
Театр построен в стиле венской сецессии с преобладанием элементов стиля ренессанс. Фасад здания украшает арочный портал с двумя парами колонн по бокам и скульптурной композицией с Аполлоном с лютней в окружении персонажей античных драм. Над окнами фасада в обрамлении муз установлены барельефные медальоны Вильяма Шекспира и Рихарда Вагнера. В тимпанах над окнами боковых стен размещены мраморные бюсты выдающихся деятелей мировой культуры. Декор интерьера выполнен в стиле барокко c сочетанием белых и золотых тонов, что придает ему элегантности. Фойе и зал для зрителей пышно украшены резьбой и необарокковыми скульптурами. Когда-то перед театром стоял памятник Шиллеру, сегодня на этом месте сидит бронзовая Ольга Кобылянская, чье имя носит театр.
Уникально и здание местного университета – бывшая резиденция буковинских митрополитов. Нетрадиционный, нарочито эклектический, комплекс сооружений с преобладанием элементов византийского и романского стилей создал в 1864-1882 гг. чешский архитектор Йозеф Главка. Здание мастерски декорировано национальной символикой народов края - там есть и орнаменты гуцульських ковров, росписи румынских жупанов, швабские узоры и еврейские звезды. Это единственное в мире сооружение, в котором увенчанный крестом церковный купол в то же время окантован еврейскими магендавидами. Композиция ансамбля состоит из трех корпусов: главного, духовной семинарии вместе с церковью Трех Святителей, пресвитерия. Здесь до сих пор преподает студентам историю Петр Иванович Яценюк, отец известного политика.
В советские годы университет был негласно закрыт для евреев, которых тут жило так много, что их считали едва ли не титульной нацией – в окрестных селах Черновцы называли «жидивською столицею». Неофициальная процентная норма поддерживалась вполне официально – власти провозгласили приоритет жителям сельской местности при приеме в вуз. Известна байка, как на всесоюзном совещании ректоров в начале 70-х, руководитель Черновицкого университета жаловался на низкий уровень подготовки абитуриентов. В ответ ректор МГУ, известный ученый и альпинист Рем Хохлов удивленно воскликнул: «Как же так! У меня много студентов из Черновцов, все – отличники и гордость вуза: Рабинович, Вайсблат, Полянский, Фридман…».
Старое еврейское кладбище в Черновцах – тоже известная достопримечательность. Оно считается самым большим в Европе – венское в три раза меньше. При этом, его можно считать самым запущенным – руины и следы запустения повсюду, несмотря на то, что два старых кладбища – еврейское и христианское, имеют статус культурно-исторического заповедника.

Выходцы
Весь прошлый век Черновцы щедро дарили миру… черновчан. Талантливых и веселых, трудолюбивых и дельных. Вопрос - где больше черновчан - в мире или в городе, не так уж и шутлив.
Прага дала миру австрийского еврея, мистического прозаика Франца Кафку, Черновцы – Пауля Целана, класика европейской поэзии ХХ века. Который, впрочем, успел побыть Павлом Львовичем, поучиться на русском филфаке, поработать корректором в газете «Радянська Буковина» и санитаром в дурке.  
Тысячи черновчан по всему миру поют, пишут книги, рисуют, прыгают, бросают молот, играют в футбол, хоккей, волейбол, носятся на мотоциклах, спортивно ориентируются. А также занимаются политикой, наукой, благотворительностью.
Черновицкие корни имеет такое количество звезд мировых элит, что поневоле возникают подозрения в существовании всемирного черновицкого заговора ради тайной власти над миром. Впрочем, это у субъектов с параноидальным, конспирологическим мышлением. Нормальные люди каких среди черновчан большинство, просто считают, что современный мир основан здесь, на берегу Прута.
Тысячи юных жителей города желают петь, как София Ротару и Ани Лорак, играть на аккордеоне, как Ян Табачник, писать книги как Мария Матиос, рисовать как Бронислав Тутельман, стрелять из лука как Татьяна Мунтян, выкручиваться как Арсений Яценюк.
Небольшая часть мировых селебрити черновицкого происхождения представлена звездами на Театральной площади, но там не хватает места. Похоже, площадь придется вскоре расширять.

День сегодняшний

Сегодня Черновцы – опрятный небольшой город, в котором можно неплохо провести время. Населяющие город вчерашние хлеборобы – люди довольно приятные и радушные. Если не обращать внимания на их смешные претензии считать себя наследниками имперского прошлого и австрийской культуры. Претензии выражаются в расписанных по немецки и по еврейски бордюрах на главной прогулочной улице, и настойчивых определениях Черновцов, как «маленького Парижа». Правда, ответа на вопрос: «Почему в маленьком Париже, маленькая префектура иногда выключает маленьким парижанам свет и отрубает воду?», не знает никто.
А в остальном – неплохие рестораны, приятно удивляющие дешевизной, особенно по киевским меркам, пристойные ночные клубы с профессиональными ди-джеями, парки, скверы, зелень, воздух, красивые девушки.
Правда, на легкую мимолетную интрижку с «маленькой парижанкой» рассчитывать не стоит – город маленький, все на виду, провинциалки свято блюдут репутацию.
Зато с платным любовным сервисом - все в ажуре.
В австрийских Черновцах борделей было больше, чем теперь департаментов. Их сотрудницы обладали лицензией, что предполагало наличие медицинских справок и санитарных книжок.
Коммунисты бордели закрыли - в Советском Союзе секса не было, не должно было его быть и в Черновцах. Впрочем, любовь за деньги благополучно пережила суровую советскую власть. Возрождению черновицкого секса поспособствовали венгры, которые построили гостиницу «Черемош». С тех пор «черемошские девушки» славятся на всю Украину. А также, Турцию, Грецию, Италию, Израиль. То есть, черновицкая женщина обладает даром удовлетворить мужчину, но, как правило, делает это не даром.
И когда о «чаривной горянке» говорят: «девушка с Черемоша», то о чем идет речь - карпатской речке, или черновицкой гостинице, каждый понимает в меру своей испорченности.
Сегодня, найти платную девушку в Черновцах - не проблема. И верхняя, и нижняя часть города предлагает широкий ассортимент. Девушек легкого поведения настолько много, что кое-кто даже называет современные Черновцы «городом таксистов и проституток». И хотя до уровня австрийского порядка в этой отрасли еще, ой, как далеко, сбросить напряжение можно за сравнительно небольшие деньги.
Дешевым является и знаменитый Калиновский вещевой рынок у Прута. Вещь, которая в Киеве вам обойдется в 1500-2000 гривен, здесь можно купить за 500-600. Правда, придется потратить время на поиски.
Прут – речка мелкая с коварным течением, но неплохо отдохнуть за городом можно на озерах Валя Кузьмин и Глыбочок. Славятся также Репужинцы, что на Днестре и Залещики – родина Фирташа. Ну и, конечно же, Карпаты, до которых отсюда – рукой подать…

"VOYAGER" - новый качественный глянцевый украинский журнал о путешествиях:

http://kievpress.net/upload/voyager_media-kit_rus_st.pdf

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ В ЖУРНАЛЕ:

http://ehkrupnik.narod.ru/Chernivtsi.pdf
« Останнє редагування: 03.10.2010, 23:51:22 від Евгений Микунин »